Социально-экономическая работа
Генеральное соглашение
Базовая величина
Базовая величина – это экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ.
До 2002 года штрафы в Беларуси исчислялись в кратности к минимальной зарплате. В период с 1 января 2000 г. по 1 января 2002 года рост минимальной зарплаты составил более чем 450%. Соответствующая индексация штрафов оказалась неприемлемой. Поэтому в 2002 году был введен институт базовой величины.
Размер и периодичность изменения базовой величины в Республике Беларусь
Дата | Размер | Нормативный акт |
01.04.2012 | 100 000 | Постановление Совмина от 30.12.2011 № 1785 |
01.12.2007 | 35 000 | Постановление Совмина от 02.11.2007 № 1446 |
01.03.2006 | 31 000 | Постановление Совмина от 11.02.2006 № 189 |
01.11.2005 | 29 000 | Постановление Совмина от 05.10.2005 № 1100 |
01.04.2005 | 25 500 | Постановление Совмина от 28.03.2005 330 |
01.11.2004 | 24 000 | Постановление Совмина от 15.10.2004 № 1290 |
01.04.2004 | 19 000 | Постановление Совмина от 29.03.2004 № 346 |
17.01.2004 | 17 500 | Постановление Совмина от 12.01.2004 № 23 |
30.09.2003 | 16 500 | Постановление Совмина от 26.09.2003 № 1220 |
01.05.2003 | 14 000 | Постановление Совмина от 13.05.2003 № 630 |
01.03.2003 | 13 300 | Постановление Совмина от 27.02.2003 № 280 |
01.12.2002 | 12 000 | Постановление Совмина от 16.12.2002 № 1750 |
01.09.2002 | 11 100 | Постановление Совмина от 04.09.2002 № 1211 |
01.03.2002 | 10 000 | Постановление Совмина от 22.02.2002 № 243 |
Базовая величина применяется в сфере трудовых правоотношений для установления:
- диновременных выплат;
- штрафов за нарушение законодательства о труде;
- пособий;
- пенсий;
- стипендий;
- премирования;
- суточных;
- учетной политики предприятия;
- налогообложения;
- оплаты за обучение без отрыва от производства;
- надбавок;
- доплат;
- установления заработной платы;
- компенсации расходов.
Базовая величина фигурирует более чем в 200 нормативных актов регулирующих трудовые правоотношения.
Базовая величина используется также в качестве критерия определения формы сделок, совершаемых между гражданами. К примеру согласно ст. 162 ГК сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законодательством размер базовой величины, должны совершаться в письменной форме, если иное не предусмотрено законодательством.
В Уголовном кодексе базовая величина используется в качестве критерия при осуществлении квалификации преступлений. Так, согласно примечаниям к гл. 24 УК ущербом в значительном размере признается ущерб на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, ущербом в крупном размере - в 250 и более раз, ущербом в особо крупном размере - в 1000 и более раз превышающий размер такой базовой величины.
Бюджет прожиточного минимума
В Беларуси и в некоторых странах СНГ введен норматив, определяющий, какой денежный минимум необходим человеку, чтобы выжить. Называется этот норматив — бюджет прожиточного минимума (БПМ).
Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы.
В соответствии с законом "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" БПМ рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала:
- в среднем на душу населения
- для трудоспособного населения,
- для пенсионеров,
- для студентов,
- для детей в возрасте от 6 до 18 лет,
- для детей в возрасте 3 до 6 лет,
- для детей в возрасте до 3 лет.
Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для:
- анализа и прогнозирования уровня жизни населения;
- оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям);
- обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.
Бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения применяется для определения базового предельного норматива тарифной ставки первого разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, а также суммы удержания средств с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы.
В прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг:
- продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;
- лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;
- жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;
- услуги детских дошкольных учреждений.
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2012 года по статьям расходов:
Статьи расходов | Процентное соотношение |
Продукты питания | 59,2 |
Плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги | 7,0 |
Предметы гардероба | 20,3 |
Бытовые итранспортные услуги | 5,0 |
Товары бытового и хозяйственного назначения | 4,6 |
Взносы и платежи | 1,4 |
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства | 2,5 |
В ценах месяца | Период действия | В среднем на душу населения | Для трудоспо- собного населения | Для пенсио- неров | Для студен- | Для детей от 6 до 18 лет | Для детей до 3 лет |
Июнь | 1.08.2012 — 31.10.2012 | 843 870 | 923 320 | 697 280 | 855 280 | 949 090 | 707 750 |
Март | 1.05.2012 — 31.07.2012 | 743 020 | 809 440 | 610 370 | 758 530 | 831 170 | 641 890 |
Декабрь | 1.02.2012 — 30.04.2012 | 706 880 | 764 970 | 567 510 | 690 340 | 759 980 | 581 240 |
Сентябрь | 1.11.2011 — 31.01.2012 | 574 790 | 621 830 | 463 570 | 541 730 | 619 600 | 451 400 |
Июнь | 1.08.2011 — 31.10.2011 | 442 360 | 481 920 | 366 790 | 425 980 | 475 250 | 348 970 |
Март | 1.05.2011 — 31.07.2011 | 343 260 | 373 260 | 294 210 | 342 370 | 377 730 | 289 430 |
Декабрь 2010 год | 1.02.2011 — 30.04.2011 | 296 870 | 324 550 | 262 210 | 316 070 | 361 310 | 262 040 |
Сентябрь 2010 год | 1.11.2010 — 31.01.2011 | 283 050 | 302 490 | 252 230 | 302 950 | 345 380 | 251 830 |
Июнь 2010 год | 1.08.2010 — 31.10.2010 | 274 510 | 293 880 | 245 310 | 294 670 | 336 860 | 245 860 |
Март 2010 год | 1.05.2010 — 31.07.2010 | 266 230 | 284 860 | 238 380 | 285 500 | 325 980 | 237 410 |
Декабрь 2009 год | 1.02.2010 — 30.04.2010 | 255 220 | 271 450 | 227 380 | 272 130 | 312 070 | 227 430 |
Сентябрь 2009 год | 1.11.2009 — 31.01.2010 | 250 070 | 266 330 | 223 250 | 267 030 | 305 910 | 223 060 |
Июнь 2009 год | 1.08.2009 — 31.10.2009 | 249 410 | 266 070 | 222 920 | 266 590 | 306 240 | 222 450 |
Март 2009 год | 1.05.2009 — 31.07.2009 | 243 570 | 261 320 | 219 140 | 262 140 | 297 070 | 215 160 |
Декабрь 2008 год | 1.02.2009 — 30.04.2009 | 234 370 | 256 550 | 204 370 | 244 450 | 278 110 | 200 130 |
Сентябрь 2008 год | 01.11.2008 — 31.01.2009 | 223 660 | 245 270 | 195 780 | 233 870 | 265 100 | 191 470 |
Июнь 2008 год | 01.08.2008 — 31.10.2008 | 224 700 | 246 210 | 196 080 | 234 780 | 266 310 | 190 600 |
Март 2008 год | 01.05.2008 — 31.07.2008 | 209 680 | 231 160 | 184 910 | 220 500 | 248 830 | 179 650 |
В Беларуси существует еще один норматив — Минимальный потребительский бюджет, который не следует путать с БПМ. Специалисты объясняют разницу между МПБ и БПМ так: если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть.
Отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых. Кроме того, в БПМ включен несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека. Так, в бюджет прожиточного минимума не входят конфеты, пирожные, варенье, мед, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено минимальным потребительским бюджетом.
Минимальная заработная плата
Минимальная заработная плата (МЗП) — это нижняя граница оплаты труда работника. Другими словами, платить больше можно (и нужно) меньше — нет.
Международная организация труда, призванная устанавливать трудовые стандарты и следить за их выполнением, видит функцию минимальной заработной платы в том, что она:
- Обеспечивает гарантии минимального дохода низкооплачиваемых работников
- Предотвращает эксплуатацию работников
- Может служить эталоном для отдельных работодателей и работников для определения уровня зарплаты
- То есть главная задача минимальной заработной платы заключается в том, чтобы определить самый низкий допустимый размер заработной платы. Понятно, что чем богаче страна, чем выше доходы ее бюджета, тем больше может быть установленная в данной стране минимальная заработная плата.
Месячная минимальная заработная плата в Беларуси в октябре 2011 года составила 856 060 рублей. Часовая минимальная зарплата - 5 040 рублей.
С 1 января 2012 года минимальная зарплата в Беларуси составит 1 миллион рублей
Минимальная зарплата устанавливается Советом Министров Республики Беларусь в абсолютной сумме ежегодно с 1 января, исходя из показателей бюджета. В течение года минимальная заработная плата индексируется с учетом инфляции. На практике, с 2005 года минималка менялась только раз в год.
С 1994 года повышение минимальной зарплаты устанавливалось Советом Министров и Верховным советом. Указом президента минималка повышалась четыре раза за 16 лет: 1 ноября 1994 года, 1 ноября 2004, 1 января 2006 и 1 ноября 2010 года.
24 мая 2011 года в Беларуси проведена 56-процентная девальвация белорусского рубля. В связи с этим размер минимальной заработной платы в долларовом эквиваленте снизился до уровня января 2008 года и составил 93,3 долларов США.
Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы, в белорусских рублях
Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы, в долларах США
&
Динамика месячной и часовой минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы в белорусских рублях и долларах США
Дата, с которой установлен размер МЗП | Размер месячной МЗП в белорусских рублях | Размер месячной МЗП в долларах США* | Размер часовой МЗП в белорусских рублях |
12.12.2011 (за ноябрь) | 925 520 | 108,6 | 5 450 |
11.11.2011 (за октябрь) | 856 060 | 96,7 | 5 040 |
12.10.2011 (за сентябрь) | 778 500 | 135 | 4 590 |
12.09.2011 (за август) | 687 370 | 130,4 | 4 050 |
11.08.2011 (за июль) | 611 730 | 122,1 | 3 600 |
13.07.2011 (за июнь) | 577 740 | 115,8 | 3 400 |
14.06.2011 (за май) | 541 350 | 108,6 | 3 190 |
14.05.2011 (за апрель) | 491 920 | 148,89 | 2 900 |
01.01.2011 | 460 000 | 152,94 | 2 710 |
01.11.2010 | 400 000 | 132,13 | 2 360 |
01.01.2010 | 258 600 | 90,47 | 1 530 |
01.01.2009 | 229 700 | 86,57 | 1 360 |
01.01.2008 | 208 800 | 97,12 | 1 240 |
01.01.2007 | 179 050 | 83,67 | 1 060 |
01.01.2006 | 156 900 | 72,92 | 930 |
01.01.2005 | 128 860 | 59,34 | 760 |
01.11.2004 | 128 390 | 59,04 | 750 |
01.01.2004 | 83 000 | 38,52 | 490 |
01.01.2003 | 40 670 | 21,06 | 242 |
01.03.2002 | 17 000 | 10,08 | 101 |
01.12.2001 | 10 000 | 6,40 | - |
01.07.2001 | 7 500 | 5,37 | - |
01.03.2001 | 5 700 | 4,51 | - |
01.10.2000 | 3 600 | 3,43 | - |
01.05.2000 | 2 600 | 5,01 | - |
01.01.2000 | 2 200 | 6,56 | - |
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2006 № 21/957 „О минимальной заработной плате“ в состав минимальной заработной платы входит:
- заработная плата за выполненную работу и отработанное время
- надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, классность, почетное звание, ученую степень, высокие достижения в труде, за сложность и напряженность работы, владение и применение в практической работе иностранных языков и другие надбавки;
- надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы);
- премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты;
- другие регулярные выплаты стимулирующего характера;
- единовременные (разовые) премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты;
- вознаграждения по итогам годовой работы, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы);
- вознаграждения за содействие использованию изобретения и рационализаторского предложения, за внедрение новой техники;
- стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций, суммы чистой прибыли, зачисленные на лицевые счета работников;
- другие единовременные выплаты стимулирующего характера.
Все выплаты компенсирующего характера в состав минимальной заработной платы не включаются.
В случаях, если работником не выполняется норма труда (трудовые обязанности) либо не отрабатывается норма рабочего времени, то доплата до установленного размера месячной минимальной заработной платы не производится.
Решение о выплате работнику надбавок и доплат при невыполнении им норм выработки не по его вине принимается нанимателем на основании коллективного договора.
Для работников, не отработавших месячную норму рабочего времени, в качестве низшей границы оплаты труда может служить часовая минимальная заработная плата.
Минимальная заработная плата рассчитывается за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Согласно ст.112 ТК РБ полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Согласно ст. 88 ТК РБ при сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки или путем умножения часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января (ст. 2 Закона № 124-3 от 17.07.2002). Кроме того, за последние 16 лет четыре раза минимальная зарплата повышалась указами президента: с 1 ноября 1994 года, 1 ноября 2004, 1 января 2006 и 1 ноября 2010 года (в основном, незадолго до президентских выборов).
Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из:
- уровня занятости и производительности труда;
- потребностей работника в материальных благах и услугах;
- экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;
- сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;
- соотношения между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем – минимальным потребительским бюджетом).
Минимальный потребительский бюджет
Для оценки уровня и качества жизни в Беларуси установлен социальный норматив – минимальный потребительский бюджет (МПБ). МПБ – это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг. По мнению разработчиков бюджета, этот набор способен удовлетворить основные физиологические и социально-культурные потребности человека.
До 1 мая 2010 года в Беларуси было установлено 18 социально-демографических групп, для каждой из которых просчитывается свой среднедушевой МПБ. С 1 мая 2010 года число групп было уменьшено до восьми.
Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Беларуси в ценах предыдущего месяца.
Для чего нужен МПБ? Этот социальный норматив применяется для прогнозирования изменений уровня жизни населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню. Так формулируют задачи МПБ в правительстве.
Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты | с 1 августа 2012 г. по 31 октября 2012 г. | с 1 мая 2012 г. по 31 июля 2012 г. | с 1 февраля 2012 г. по 30 апреля 2012 г. |
в ценах июня 2012 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.07.2012 № 82) | в ценах марта 2012 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.04.2012 № 52) | в ценах декабря 2011 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13.01.2012 № 6) | |
семьи из четырех человек | 1 332 100 | 1 171 590 | 1 101 440 |
молодой семьи из трех человек | 1 397 350 | 1 236 640 | 1 150 220 |
трудоспособного населения | 1 670 390 | 1 484 580 | 1 383 320 |
пенсионеров | 1 296 600 | 1 160 190 | 1 069 700 |
студентов | 1 305 430 | 1 163 860 | 1 051 650 |
детей в возрасте до трех лет | 1 037 430 | 921 830 | 847 200 |
детей в возрасте от трех до шести лет | 1 249 100 | 1 108 220 | 1 030 270 |
детей в возрасте от шести до восемнадцати лет | 1 503 710 | 1 323 510 | 1 223 070 |
Тарифная ставка первого разряда
От чего зависит размер Вашей зарплаты? Как определить, сколько стоит выполняемая человеком та или иная работа? В Беларуси для этих целей установлены республиканские тарифы оплаты труда. Основным нормативом в них является тарифная ставка первого разряда.
Уровень оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников определяется республиканскими тарифами оплаты труда.
Существует Единая тарифная сетка (ЕТС), в которой каждой профессии и квалификации в рамках этой профессии присвоены свои разряды, от них зависят соответствующие коэффициенты.
Тарифная ставка первого разряда — это начальная точка, от которой вычисляется размер заработной платы каждого разряда.
Чтобы определить тариф оплаты труда нужно минимальную ставку первого разряда умножить на коэффициент, соответствующий данной профессии и квалификации в ЕТС.
В реальном секторе экономики тарифную ставку первого разряда устанавливает наниматель по согласованию с профсоюзами, если их организации действуют на предприятии. Для бюджетных организаций или пользующихся государственными дотациями, тарифную ставку первого разряда устанавливает правительство.
Согласно законодательству, наниматели обязаны использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда.
В последние годы правительство регулярно повышало тарифную ставку первого разряда. Вслед за ней, соответственно, повышалась и заработная плата работников.
1 ноября 2008 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 73 тысяч до 91 тысячи рублей. Однако буквально через месяц после повышения правительство Беларуси приняло решение о снижении тарифной ставки первого разряда на 15,4 процента. С 1 декабря 2008 года она составила 77 тысяч рублей. По мнению экспертов, правительство впервые за последнее время прибегло к такой непопулярной мере. Причиной этому стал мировой финансовый кризис.
С 1 июня 2010 года тарифная ставка первого разряда в Беларуси установлена в размере 90 000 белорусских рублей.
1 ноября 2010 года тарифная ставка первого разряда в Беларуси составляет 118 000 рублей. Повышение составило 30%
С 1 октября 2011 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 118 000 до 151 000 рублей. Повышение составило 28%.
С 1 января 2012 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 151 000 до 200 000 рублей. Повышение составило 32,5 %.
С 1 мая 2012 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 200 000 до 210 000 рублей. Повышение составило 5 %.
Дата | Размер тарифной ставки |
01.05.2012 | 210 000 |
01.01.2012 | 200 000 |
01.10.2011 | 151 000 |
01.11.2010 | 118 000 |
01.06.2010 | 90 000 |
01.01.2010 | 81 000 |
01.12.2008 | 77 000 |
01.11.2008 | 91 000 |
01.04.2008 | 73 000 |